Система «Автограф» обеспечивает автоматическое выявление случаев слива топлива на основе заданных критериев.

Для корректной работы системы необходимо выполнить оптимальные настройки параметров контроля. В качестве основного критерия определения слива используется скорость уменьшения объема топлива и величина этого уменьшения.

Для режима движения контроль осуществляется по показателю расхода топлива, выраженному в литрах на 100 км или в литрах в час. В режиме остановки слив определяется по уровню потребления топлива в литрах в час.

Если заданные пороговые значения потребления превышены (например, 120 л/100 км при движении и 10 л/час при остановке, с порогом слива 5 литров), система зафиксирует слив при следующих условиях:

  • Расход топлива в движении составил 200 л/100 км на протяжении 10 км (что может свидетельствовать о сливе через обратку), при этом объем убывшего топлива составил 20 литров;
  • При работающем двигателе на стоянке расход составил 10 литров за 30 минут (что соответствует 20 л/час);
  • При выключенном двигателе на стоянке зафиксировано уменьшение объема топлива на 7 литров в течение 2 суток.

Во всех вышеуказанных случаях система зафиксирует событие как слив топлива.

Пример реального слива топлива на ТС во время работы на холостом ходу.

Скорость убывания топлива в баке за период с 13:30 до 14:09 с 174,1 до 150,6 составила 36 л/час. Это в несколько раз больше, чем «естественная» скорость убывания на холостом ходу.

Реальный слив на холостом ходу

В некоторых случаях система может определять «ложные» сливы. Чаще всего это связано с колебаниями уровня топлива в баке или некорректной работой датчика уровня топлива.

Установка порога чувствительности

Оптимальное значение порога подбирается эмпирически и зависит от множества факторов:

При анализе графика уровня топлива (см. график ниже) можно увидеть множество колебаний вверх и вниз, обусловленных движением автомобиля. Эти колебания образуют так называемую "зону неопределенности" — область, в пределах которой невозможно достоверно определить слив.

Чем выше объем слива по сравнению со средней амплитудой колебаний, тем выше вероятность его достоверного определения.

Колебания уровня топлива

На графике участки, ошибочно определенные как сливы топлива, выделены красным. Убывание топлива на этих участках составляет около 10 литров за 1–3 минуты. Однако рядом можно наблюдать участки, где уровень топлива возрастает (левый круг), либо перестает убывать на 25 минут, после чего увеличивается на 3 литра. Это нормальные колебания, вызванные естественной работой топливной системы.

При слишком низком пороге определения слива такие колебания могут ошибочно фиксироваться как слив. Увеличение порога позволяет системе игнорировать подобные флуктуации.

Отличие ложного слива от реального

Главное отличие ложного слива — восстановление уровня топлива до прежнего значения после падения (см. рисунки 2, 3). При реальном сливе подобного восстановления не наблюдается.

Для более наглядного анализа в системе предусмотрены графики «Уровень–Пробег» и «Уровень–Время».

Для корректного анализа необходимо учитывать, что происходило с транспортным средством в момент предполагаемого слива: стояло оно или двигалось, был ли включен двигатель. При наличии датчика оборотов можно определить, работал ли двигатель под нагрузкой или на холостом ходу.

Если нагрузка стабильна, а скорость убывания увеличивается — это может свидетельствовать о сливе. В первую очередь стоит проверить:

Заключение о сливе можно делать, если:

  • Уровень топлива убывает без последующего восстановления;
  • Объем убывания не может быть объяснен нормальным расходом за данный промежуток времени;
  • Учитываются внешние факторы: работа отопителей, температурное сжатие топлива, местоположение транспортного средства и время суток.

Маловероятен слив в таких условиях, как оживленный перекресток или охраняемая база в дневное время, где есть свидетели. Как правило, сливы происходят при схожих условиях — в одном и том же месте, в одно и то же время и часто с участием одного и того же водителя. Если водители сменяются, повторяющиеся случаи сливов могут указывать на системную проблему.

В большинстве случаев для анализа достаточно визуально сравнить графики уровня топлива до и после предполагаемого слива, используя шкалы «Уровень–Пробег» и «Уровень–Время».

Ложный слив на графике Уровень-Пробег

В точке предполагаемого слива (обведена красным) на графике уровня топлива отсутствует ступенька – слива нет. Видно, что убыванию предшествовал рост, а «слив» - это возврат к среднему уровню. График представляет собой прямую без ступенек в точке предполагаемого слива.

График Уровень-Пробег

Следует заметить, что ступеньки на графике Уровень-Пробег ещё не говорят о наличии слива в данной точке. Нужно понимать, что машина может долго стоять на одном месте с работающим двигателем, постепенно расходуя топливо (вышки, краны, зимний прогрев двигателя). В таком случае пробега нет, а уровень топлива понижается, тогда на графике Уровень-Пробег ступенька будет, но на графике Уровень-Время будет плавное понижение уровня в течение длительного времени при работающем двигателе.

Засорение датчика

События ложных сливов и заправок могут быть обусловлены некорректной работой датчика уровня топлива. Емкостные датчики уровня топлива очень чувствительны к воде и грязи в баке. В таком случае датчик топлива передает характерные «дергающиеся» показания.

Дергающиеся показания

Пропадание сигнала датчика

При потере сигнала от датчика показания какое-то время не изменяются. В это время автомобиль продолжает двигаться и расходовать топливо. Когда датчик восстанавливает работу, он фиксирует более низкий уровень топлива. За период отсутствия сигнала убывание топлива не фиксируется, что неестественно. На шкале Уровень-Пробег график уровня топлива до сбоя датчика и после сбоя датчика ложится на одну прямую без вертикального сдвига, что говорит о том, что слива не было.

Пропадание сигнала ДУТ

Бабаин Виктор Валентинович

Генеральный директор МК-Сервис

Главные плюсы мониторинга

35%

Снижает расходы на топливо

95%

Снижает количество штрафов

100%

Снижение пробегов и "левых" рейсов

85%

Повышает безопасность

Задайте нам вопрос по телефону

Менеджер Сергей готов проконсультировать по картам водителя и мониторингу по телефону, WhatsApp, Viber, Telegram

8 (921) 065-44-44

Зотов Сергей Данилович

Или оставьте заявку

Мы сами перезвоним Вам как можно скорее

Указывая свои персональные данные в полях заявки, Вы соглашаетесь на их обработку.

Контакты

Наш адрес:

г. Череповец,
ул. Металлургов д. 5, вход с торца

Телефон для связи:

8 (8202) 67-63-65

8 (921) 065-44-44

Электронная почта:

mk_c@mail.ru